ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Содержание

Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ

Основным механизмом реализации программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, в соответствии с законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являются инвестиционные программы.

Стратегическим направлением ре-формирования ЖКХ является привлечение заемных средств (кредитов) на цели модернизации, поскольку обновление основных фондов предприятий данной сферы невозможно провести только за счет целевого бюджетного финансирования. Таким образом, механизм государственно-частного партнерства является наиболее приемлемым форматом при решении вопросов энергосбережения.

Разработка инвестиционной программы модернизации объектов ЖКХ является необходимым условием получения кредитных ресурсов и сегодня представляет, пожалуй, единственный инструмент реализации программы комплексного развития.

В сфере коммунального теплоснабжения действует большое количество мелких и средних теплоснабжающих предприятий, каждое из которых для своих потребителей является монополистом. Финансовое состояние этих предприятий, за редким исключением, неудовлетворительно. Собственными ресурсами для модернизации систем коммунального теплоснабжения предприятия и муниципальные образования, как правило, не располагают. Основная задача, которая комплексно решается при разработке инвестиционного проекта, заключается в подготовке необходимой информации для принятия рационального решения относительно осуществления инвестиций.

Опыт успешной реализации банками инвестиционных проектов, направленных на экономическое развитие энергетической, транспортной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, уже имеется. Как правило предполагается кредитование дорогостоящих проектов, например, уполномоченный Правительством РФ ГК «Внешэкономбанк» принимает участие в реализации долгосрочных (от 5 до 30 лет) проектов стоимостью не менее 2 млрд руб., при собственном вкладе не менее 1 млрд руб.

Поскольку стоимость инвестиционных проектов модернизации систем теплоснабжения одного или нескольких районов составляет значительно меньшую сумму (стоимость мероприятий по модернизации в Курганской (рис. 1) и Костромской областях составила от 10 до 150 млн руб.), то необходима разработка комплексного общего инвестиционного проекта для области. Преимуществом такого подхода является возможность финансирования проектов с большими сроками окупаемости (например, вовлечение местных топливных ресурсов), финансирование которых частными инвесторами невозможно.

жкх1

Как правило, муниципальные предприятия теплоснабжения (МУП, МП) и предприятия других форм собственности, созданные с участием муниципальных органов власти, убыточны, основное имущество сильно изношено и имеет низкую остаточную стоимость. Поэтому еще одним условием привлечения кредитных ресурсов является наличие крупного регионального оператора, обладающего ресурсами для предоставления залога. Для реализации программы необходима разработка организационно-правовой модели с учетом ситуации во всех муниципальных образованиях области. При этом муниципальное имущество может быть передано в управление частному оператору на различных условиях (долгосрочная аренда, концессия, выкуп и т. д.).

Основными этапами разработки инвестиционной программы является проведение энергоаудита муниципальных систем теплоснабжения и разработка оптимальных схем теплоснабжения населенных пунктов. На основе данной работы идет подготовка комплекта документов проекта «Развитие систем теплоснабжения муниципального образования» для последующего обращения в банк (рис. 2).

жкх2

Остановимся на основных моментах, позволяющих составить общее представление о механизме финансирования проектов модернизации ЖКХ за счет заемных средств.

Проведение энергоаудита и формирование пакета документов для привлечения инвестиций

Для того чтобы получить заемные средства, необходимо провести энергетическое обследование объектов и подготовить пакет документов для банка. Выбирая для этих целей организацию, лучше (дешевле) обратиться к компании, выполняющей энергоаудит и способной обеспечить правовую, экономическую и инженерно-техническую поддержку. Эта же компания должна сопровождать подготовленный комплект документов в процессе принятия решения о заключении кредитного соглашения с банком. Поэтому проще, если выбранная компания будет сотрудничать с предоставляющим кредит банком в формате государственно-частного партнерства.

Механизм возврата средств, привлеченных на модернизацию объектов ЖКХ

Потенциал энергосбережения обеспечит погашение кредита. Возвратность кредитных средств обеспечивается благодаря снижению:

  • себестоимости единицы полезного отпуска тепловой энергии за счет замены существующих основных фондов на более эффективные;
  • совокупного объема операционных затрат энергоснабжающей организации и повышению уровня его операционной рентабельности.

Данные результаты будут достигнуты за счет изменения следующих показателей технико-экономической эффективности производственного оборудования и сооружений:

  • увеличения коэффициента полезного действия котельного и вспомогательного оборудования, снижения нормативов потребления топливо-энергетических ресурсов в расчете на единицу выработанной тепловой энергии;
  • уменьшения потерь тепловой энергии в трубопроводах теплотрасс;
  • снижения уровня затрат на ремонты оборудования и сооружений систем коммунального теплоснабжения.

Возврат привлекаемых на модернизацию средств возможен несколькими способами

1. Через тариф на тепловую энергию.

Если расходы на модернизацию не относятся к капитальным вложениям, а будут проведены в бухгалтерском учете как затраты на ремонт или расходы на эксплуатацию, то в данной ситуации возврат средств возможен только через тариф на тепловую энергию.

Если затраты на модернизацию в полном объеме проводятся как инвестиции, то данные затраты включаются как инвестиционная составляющая тарифа. Регулируемой организации в этом случае следует предварительно проанализировать использование амортизации прошлых периодов.

Наиболее приемлемым вариантом для теплоснабжающей организации является утверждение в составе необходимой валовой выручки средств на модернизацию из прибыли.

2. Через инвестиционную программу:

  • надбавка к тарифу. Преимущество данного способа возврата средств заключается в том, что размер надбавки определяется региональными властями сверх предельных уровней тарифов, утвержденных Федеральной службы по тарифам (ФСТ);
  • плата за подключение. Использовать данный источник возможно, если проведенные мероприятия позволят привлечь новых потребителей, с которыми будет заключен договор на подключение тепловой мощности;
  • бюджетные средства, если программа модернизации попадает в программу энергоэффективности региона и в качестве источника финансирования указываются средства бюджета, либо долевое финансирование за счет собственных средств организации и средств бюджета.

Удлинение срока возврата кредита позволит снизить текущую нагрузку на тариф. При этом календарный график модернизации будет разработан таким образом, чтобы при первоначальном инвестировании части требуемых средств внедрение следующих мероприятий можно было производить за счет реинвестирования средств, полученных в качестве экономического эффекта от внедрения мероприятий первой очереди.

Статья в структуре тарифа, по которой проходят затраты на модернизацию

Если затраты списываются сразу (расходы из себестоимости), то проходят по статьям: затраты на ремонт, затраты на эксплуатацию (материалы и услуги), амортизация.

Если затраты относятся к капитальным вложениям (08 счет), то по статьям: прибыли на инвестиции, проценты по кредиту.

Обращаем внимание, что затраты на модернизацию могут быть отнесены одновременно к нескольким статьям затрат, если этого требует программа модернизации.

Долгосрочный тарифный сценарий разрабатывается в постоянных ценах, действующих на момент начала эксплуатации объекта, на основе согласованного и утвержденного технико-экономического обоснования (проекта).

Расчет инвестиционного проекта должен быть произведен в текущих ценах прогнозных лет, т. е. с учетом инфляционных явлений.

Взаимосвязь и обязательства всех участников проектов модернизации

Взаимоотношения и обязательства участников проекта определяются после разработки организационно-правовой формы проекта. В основу механизма реализации программы модернизации положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса модернизации систем теплоснабжения.

Читать статью  Как установить двойную розетку своими руками — пошаговая инструкция

Влияние закона «О теплоснабжении»

Так как Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» еще требует принятия ряда поправок в законодательные акты, то Постановление Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» будет пересмотрено. Ранее параметры ресурсов сохранялись в течение нескольких лет, а теперь удельные значения утверждаются ежегодно.

Что касается утверждения норматива удельного расхода топлива, то, скорее всего, он также будет утверждаться ежегодно, т. к. расход топлива напрямую зависит от режима работы оборудования, которое может быть изменено в связи с ростом / снижением тепловой нагрузки и другими факторами.

В законе о теплоснабжении приводится перечень тарифов, подлежащих регулированию. К ним относится и плата за подключение. Поскольку при наличии потенциальных потребителей использование данного источника возможно, то закон № 190-ФЗ ухудшает положение теплоснабжающей организации, т. к. до его принятия плата за подключение к системе теплоснабжения определялась договором.

Решение об установлении для теплоснабжающих или теплосетевых организаций тарифов выше уровня, установленного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, обусловленное необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно принимается органом исполнительной власти субъекта РФ и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти.

Согласование проектов модернизации

Предлагаемая схема реализации инвестиционных проектов и организации долгосрочных отношений органов государственной власти, органов тарифного регулирования и инвестора построена на основе согласованного всеми сторонами долгосрочного тарифного соглашения, поэтому обязательно согласование инвестиционной программы с региональной службой по тарифам.

При этом проекты по модернизации должны соответствовать требованиям ФСТ (в настоящее время ФСТ издаются Приказы об утверждении требований к программам энергоэффективности для регулируемых организаций). По состоянию на 31 августа 2010 года для теплоснабжающих организаций такого приказа издано не было. Кроме того, программы энергоэффективности должны соответствовать требованиям региональных органов власти. Как правило, программа энергоэффективности по региону утверждается на три года и, если мероприятия теплоснабжающей организации включаются в него, то это также является весомым обоснованием для включения затрат на программу в тариф. Также проекты должны быть включены в областную программу энергосбережения и могут быть в какой-то части претендовать на средства Инвестиционного фонда РФ при наличии разработанной проектно-сметной документации.

Участие муниципальных образований в проектах модернизации

Проект модернизации системы теплоснабжения МО может быть реализован по одной из следующих схем.

1. Аренда с инвестиционными условиями в порядке, определенном Приказом ФАС от 10.02.2010 года «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров».

Все улучшения муниципального имущества, в том числе произведенные за счет привлеченных инвестиций, как отделимые, так и неотделимые, в конечном итоге должны перейти в собственность муниципального образования и не подлежать изъятию по окончании срока аренды такого имущества.

2. Концессия в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. ФЗ от 02.07.2010 № 152-ФЗ).

При разработке инвестиционной программы модернизации ЖКХ решаются две основные проблемы использования заемных средств на условиях государственно-частного партнерства:

  • со стороны инвесторов (коммерческих банков) – снижение рисков инвестирования в проекты по модернизации ЖКХ (получение гарантийного обеспечения инвестиционных проектов со стороны бюджета области);
  • со стороны инициаторов проектов (предприятий ЖКХ и муниципальных администраций) – формирование механизма возврата заемных средств за счет уменьшения бюджетных расходов (за счет уменьшения выплат населению жилищных субсидий и т. д.) либо за счет формирующихся сумм экономии.

Система финансирования инвестиционных проектов на цели энергосбережения и технического перевооружения объектов ЖКХ должна определять для владельцев проектов четкие и понятные процедуры получения финансирования и возврата заемных средств. Инициатор проекта должен знать, какой перечень мероприятий ему необходимо осуществить для получения финансирования под свой проект. Поэтому нами разработана единая методология получения финансирования для инвестиционных проектов по модернизации ЖКХ (формирование правовых, экономических, финансовых и инженерно-технических аспектов в отношении реализации проекта).

ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Переход России на стандарты благосостояния развитых стран требует повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов. Одним из важнейших механизмов повышения энергетической эффективности функционирования современного промышленного предприятия является энергосервис.

ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Усилия, предпринимаемые в развитых странах на государственном уровне, позволили добиться значительного улучшения энергоэффективности. Так, согласно отчету Международного энергетического агентства (МЭА) [1], меры, предпринимаемые основными странами – основателями МЭА, позволили в 2011 году добиться снижения потребления энергетических ресурсов на 56 эксаджоулей (56•10 18 Дж), или 1 337 млн т у. т. Это больше общего ежегодного потребления энергоресурсов Европейским союзом или, например, Азией за исключением Китая (рис. 1). Целенаправленная государственная политика, проводимая в странах МЭА, несомненно, обеспечивает результаты в виде снижения энергоемкости ВВП и повышения конкурентоспособности экономики.

Энергоемкость ВВП России в настоящее время примерно в 2 раза выше среднемирового уровня и до 4–5 раз выше уровня некоторых схожих стран, таких как Канада и Финляндия. Благодаря реализации указа президента РФ № 889 1 за последние годы достигнуты определенные успехи в снижении энергоемкости ВВП (порядка 12 % за 7 лет). Однако процесс повышения энергоэффективности страны идет не такими быстрыми темпами и встречает на своем пути ряд барьеров.

Энергоэффективность в России

Проведенный анализ показывает [2], что реализация мероприятий по энергоэффективности обходится практически в 3 раза дешевле наращивания производства энергоресурсов. Если конечный потребитель экономит 1 т у. т. энергоресурсов, то суммарная потребность в энергии в ТЭК снизится на 0,14 т у. т., а при учете их транспортировки – на 0,16 т у. т. С учетом всех косвенных эффектов оказывается, что при экономии у конечного российского потребителя 1 т у. т. электроэнергии по всей энергетической цепочке экономится в 4,5 раза больше энергии.

Реализация потенциала энергосбережения

Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности и внедрения энергоэффективных технологий.

Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты на проект возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, у заказчика отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления проекта, как правило, привлекаются энергосервисной компанией.

Несмотря на очевидные преимущества данной формы договорных отношений, существует ряд факторов, которые сдерживают распространение энергосервисных контрактов. Прежде всего, это отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид договорных отношений, и четких механизмов государственного контроля.

Следует отметить и неразвитость рынка страховых услуг в данной сфере, что затрудняет страхование рисков неисполнения энергосервисного контракта.

Уровень морального и физического износа оборудования и материально-технической базы большинства российских предприятий в ряде случаев достигает 70–80 %. При этом расходы на покупку энергоресурсов многих предприятий и инфраструктурных компаний составляют от 20 до 30 % в общей структуре затрат. В такой ситуации энергоэффективность – уже не просто желание, а жесткая производственная необходимость. Подобная картина довольно четко отображает основное направление движения – модернизацию с уклоном в ресурсосбережение. В сочетании с достаточно жесткими требованиями со стороны органов государственной власти все это указывает на предпосылки развития рынка энергоэффективных технологий.

Определение отраслей с максимальным потенциалом энергоэффективности

ОАО «НТЦ ФСК ЕЭС» (далее – НТЦ ФСК) была проведена оценка и анализ рисков работы в области энергоэффективности на всем жизненном цикле – от производства электроэнергии до ее потребления; проведено условное разделение отраслей – генерация, электрические сети, инфраструктурные компании (водо- и теплоснабжающие организации) и промышленность. Оценка проводилась по следующим факторам:

  • потенциал повышения энергоэффективности;
  • тариф на электрическую энергию;
  • консерватизм отрасли.

Подобный подход позволил определить наиболее привлекательные отрасли для внедрения энергоэффективных технологий.

Читать статью  Правильная установка розеток

Оказалось, что сочетание максимального потенциала энерго­эффективности и высокого тарифа на энергоресурсы характерно для промышленных и инфраструктурных объектов (водо- и теплоснабжение). При этом в них существенно легче внедрять инновационные решения, не требуется специальной аттестации оборудования, отрасль менее зарегулирована (по сравнению с энергетикой). Именно поэтому эти направления были выбраны как перспективные в сфере реализации энергосберегающих проектов на свободном рынке.

Барьеры при внедрении энергоэффективных технологий

Проведенный анализ рынка энергоэффективных технологий показал, что, с одной стороны, существует огромный технический и экономический потенциал повышения энергоэффективности, а с другой стороны, имеется ряд факторов [2], ограничивающих рост рынка. При этом ограничивающие факторы свойственны всем отраслям. Наиболее значимыми барьерами на пути реализации энергоэффективных проектов являются:

  • недостаток или отсутствие собственных средств на реализацию;
  • сложность или невозможность привлечения внешнего финансирования;
  • недостаток опыта и компетенции персонала предприятий по разработке энергоэффективных проектов;
  • сложность оценки эффектов (технологического и экономического) от реализации проекта.

Энергосервис как возможность реализации энергоэффективных проектов

Проанализировав риски, а также существующие возможности ввиду большого объема и потенциала развития рынка энергоэффективных технологий, руководство НТЦ ФСК приняло решение выйти на рынок с предложением комплексной услуги – энергосервиса, который фактически направлен на преодоление большинства вышеуказанных барьеров. Несмотря на очевидные преимущества данной формы договорных отношений, существуют факторы, которые сдерживают распространение модернизации инфраструктуры объектов по энергосервисным контрактам. Прежде всего, это отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид договорных отношений, отсутствие четких механизмов государственного контроля, а значит и ясных полномочий надзорных органов. Следует отметить и неразвитость рынка страховых услуг в данной сфере, что затрудняет страхование рисков неисполнения энергосервисного контракта.

Для преодоления вышеперечисленных трудностей в НТЦ ФСК была разработана и апробирована модель комплексного подхода к реализации проектов по повышению энергоэффективности с привлечением финансирования со стороны НТЦ ФСК.

ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Комплексный подход

Используемый комплексный подход к реализации энергоэффективных проектов включает не только всестороннее рассмотрение технологической цепочки объекта при определении потенциала энергосбережения, но и качественную характеристику реализации проекта:

  • обследование объекта;
  • выявление потенциала энергосбережения;
  • выбор технических решений, их технико-экономическое обоснование;
  • привлечение финансирования для реализации мероприятий;
  • реализация мероприятий (проектирование, поставка оборудования, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ);
  • обучение персонала;
  • сопровождение объекта в течение гарантийного срока;
  • постинвестиционный мониторинг фактически получаемого эффекта.

Такой подход к реализации проектов позволяет существенно сократить сроки ввода в эксплуатацию и снизить риски для заказчика:

  • временные, связанные с этапом проектирования и согласования документации, логистикой и сроками поставки оборудования и материалов;
  • технологические (по обеспечению полной совместимости устанавливаемого оборудования и заданных режимов работы, включая предоставление расширенных гарантийных обязательств на весь комплекс работ);
  • финансовые (оплата производится после получения фактической экономии).

Пример реализации энергосервисного контракта

Примером наиболее успешного применения данной модели в сочетании с комплексным подходом в реализации энергоэффективных проектов может служить внедрение энергоэффективного оборудования на объектах крупнейшего частного оператора на рынке водоснабжения и водоотведения ГК «Росводоканал».

Цели модернизации

В ходе работ была проведена полная техническая модернизация оборудования насосных станций, расположенных в Воронеже. Основными целями работ являлись:

  • обеспечение требуемых параметров производительности насосной станции с учетом перспективы;
  • замена морально и физически устаревшего насосного оборудования на современное, экономичное и надежное;
  • сокращение потребления электроэнергии за счет установки насосных агрегатов, обладающих высоким КПД, и применения частотно-регулируемого привода (далее – ЧРП) для управления их производительностью;
  • реализация полного комплекса автоматизации технологического процесса;
  • снижение пусковых токов, предотвращение просадок напряжения и перегрузок питающей электрической сети, связанных с пуском насосных агрегатов.

Мероприятия по повышению энергоэффективности

Проведенное обследование насосных станций показало, что существующее насосное оборудование не соответствует текущим режимам работы станции, а значит эксплуатируется с высоким удельным потреблением электроэнергии на перекачку воды.

В ходе проведения работ на первом этапе были рассмотрены несколько вариантов технического перевооружения оборудования насосной станции. По каждому варианту рассчитаны технико-экономические показатели внедрения. Выбран вариант, обладающий наилучшими экономическими показателями. В качестве основного технического решения была предложена замена насосов и их приводных электродвигателей на новые, энергоэффективные с повышенным КПД.

Для приведения рабочих параметров насосов в соответствие с характеристикой и режимами работы водопроводной сети была разработана система автоматического регулирования на базе ЧРП. Дополнительно была модернизирована система питания насосных агрегатов с переходом на напряжение 690 В. Данное решение позволило отказаться от дорогостоящей высоковольтной коммутирующей аппаратуры и применить низковольтный ЧРП, что значительно снизило стоимость технического решения.

Результаты модернизации

Проведенные мероприятия позволили добиться значительного снижения потребления электрической энергии насосной станцией. Фактическое ежегодное снижение электропотребления насосной станцией составило более 10 млн кВт•ч (с 17 млн кВт•ч, потребляемых до модернизации). При этом установленная мощность оборудования насосной станции снизилась более чем в два раза.

Отдельно нужно отметить значительное улучшение удельных показателей потребления станции. На насосной станции ПС 7 затраты электрической энергии на перекачивание 1 м3 воды до проведения мероприятий по техническому перевооружению составляли в среднем 0,313 кВт•ч/м 3 . Реализация проекта по техническому перевооружению позволила снизить удельный показатель более чем в два раза, до 0,147 кВт•ч/м 3 (рис. 2).

Реализованные в формате энергосервиса пилотные проекты по внедрению энергоэффективных технологий на объектах водоканала в Воронеже показали значительные преимущества данного подхода для заказчика, позволяющие в кратчайшие сроки и практически без финансовых затрат реализовывать энергоэффективные проекты. Вместе с тем, имеющийся высокий потенциал повышения эффективности работы инфраструктурных компаний России обусловливает перспективность внедрения энергоэффективных технологий в формате энергосервиса по всей стране.

Энергосервис для объектов электроэнергетики

Необходимо также отметить и потенциальную возможность реализации энергоэффективных проектов на объектах ЕНЭС с использованием механизма энергосервиса. Для такого вывода существует несколько предпосылок.

Во-первых, работы, проведенные на объектах ФСК, позволили сформировать технико-экономические обоснования и выбрать ряд типовых технических решений, уже используемых в других отраслях промышленности, для их применения на подстанциях ФСК с целью сокращения расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций. К таким технологиям можно отнести:

  • современные и экономически оправданные решения по оптимизации работы систем охлаждения трансформаторов и реакторов;
  • повышение эффективности работы систем отопления зданий с использованием утилизации и трансформации тепла, систем погодной компенсации, автоматизированных систем управления оборудованием. Все вышеуказанные решения проходят апробацию или уже были реализованы в качестве пилотных проектов на объектах ФСК.

Во-вторых, дополнительные возможности дальнейшего тиражирования и внедрения данных мероприятий на объектах ФСК могут быть связаны с большим потенциалом внедрения (более 900 подстанций) и эффектом масштаба при массовом внедрении.

Все вышеуказанные факторы, включая внедрение энергоэффективных технологий через механизм энергосервиса, позволят массово внедрять новые технологии на объектах электросетевого комплекса.

Литература

  1. IEA. The Energy Efficiency Market Report 2014.
  2. Совместный отчет Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», 2008.

1 Указ Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», которым поставлена глобальная задача снижения энергоемкости ВВП России к 2020 году не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом, или не менее чем на 4 % в год.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Подпишитесь на наши статьи и вы будете узнавать свежие новости и получать новые статьи одним из первых!

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1’2017

распечатать статью —> pdf версия

Обсудить на форуме

Обсудить на форуме

Предыдущая статья

Следующая статья

Что такое энергоэффективный проект

Энергоэффективность – это рациональное использование энергетических ресурсов. В энергоэффективных объектах, потребляется меньше электроэнергии, но уровень энергетического обеспечения здания остается тот же. Если сравнить этот термин с энергосбережением, то его отличием будет не экономия энергии, а ее эффективное использование, не в ущерб потребителям.

Читать статью  Особенности и технология монтажа проводки открытого типа

Энергоэффективные устройства, могут находится в каждой инженерной системе здания и оптимизировать её процессы – отопление, вентиляция, электрооборудование, электроосвещение и даже энергообеспечение, главным правилом, является рационально потреблять и вырабатывать энергию. Цель энергоэффективных проектов – это создание комфортной, оптимизированной и автоматизированной среды для человека в здании, энергосбережение и конечно эффективный расход электроэнергии.

Как создать энергоэффективный проект?

как создать энергоэффективный проект

Для эффективного использования энергетических ресурсов внедряются разные технологии:

  • Традиционные в Европе, ранее не применяемые в России;
  • Новейшие разработки, имеющие положительный опыт применения.
  • и т.д.

Важными составляющими энергоэффективного проекта являются инновационные и энергосберегающие технологии, направленные на:

  • Оптимизацию систем вентиляции и кондиционирования;
  • Оптимизацию тепловых показателей помещений (повышение эффективности отопления) — а так же комплекс мер, которые могут быть связаны с другими аспектами инженерии;
  • Оптимизацию силовых инженерных систем здания
  • Оптимизацию слаботочных систем здания
  • Оптимизацию и автоматизацию освещения — существуют как локальные так и масштабируемые системы управления освещением, в локальных системах может использоваться, только датчик движения или присутствия без дополнительных устройств. В локальных решениях, например в шинной системе DALI, датчик присутствия, будет являться и блоком питания и контроллером и регистратором движения и даже сенсором освещенности, все это будет в едином корпусе, но без возможности диспетчеризировать процессы. В масштабируемых системах, датчики являются лишь частью (оконечным устройством), они отвечают за передачу информации по присутствию или движению, плюс дают актуальную информацию по освещенности, и в зависимости от этих данных, контроллер принимает решения о включении, диммировании или выключении светильников. Такие системы, обычно входят в общую систему BMS здания.

Важнейшим фактором энергоэффективного проекта считаться, не только оптимизировать и автоматизировать все инженерные системы по отдельности, но и создать единую многофункциональную систему диспетчеризации, для автоматического и ручного управления зданием.

Что такое паспорт энергоэффективности

энергоэффективный проект

Паспорт энергоэффективности представляет собой специальный документ, выдаваемый на основании проведения обследования инженерных и энергетических систем здания. В существующих зданиях, целью его получения является поиск возможных путей экономии электроэнергии для повышения энергоэффективности. В новых зданиях паспорт, является обязательным документом для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В паспорте содержится информация о:

  • количестве потребляемых энергоресурсов;
  • приборах, используемых для учета энергии;
  • энергоэффективных показателях здания;
  • возможности более рационального потребления энергии;
  • мероприятиях, необходимых для увеличения энергоэффективности здания.

Остановимся подробнее на применении энергоэффективных устройств в системах освещения

Энергоэффективное освещение в проектах

энергоэффективный проект

Большая доля используемой зданиями энергии расходуется на нужды освещения. В мире 19% используемых энергоресурсов идут на нужды искусственного освещения. Поэтому, применяя энергоэффективные устройства, можно достичь:

  • сокращения расходов на эксплуатацию освещения, связанных с их ремонтом и заменой;
  • поддержание постоянной степени освещенности и улучшение качества светового потока;
  • уменьшение процента травматизма на предприятии и повышение работоспособности персонала;
  • сокращение расхода электроэнергии от 50 до 70%, и как следствие, — экономия денежных средств;
  • улучшение состояния окружающей среды (потребляя меньше, сокращается и выработка энергии, и как следствие уменьшается количество вредных выбросов в атмосферу );
  • увеличение срока службы системы освещения, а при комплексной автоматизации, добавляется и полноценный контроль над системой, что в свою очередь позволяет видеть, сколько осталось работать тому или иному осветительному прибору.

Для сравнительной оценки традиционной и энергоэффективной системы освещения приведем следующие экономические расчеты:

При использовании автоматизированной системы на складе:

без управления освещением с управлением освещением
потребляемая мощность 28,58 кВт 28,58 кВт
средняя ежедневная продолжительность освещения 16 ч 4 ч
продолжительность освещения за год 250 дней (4000 ч) 250 дней (1000 ч)
Расход за год 114 320 кВт 28 580 кВт
Стоимость 1 кВт/ч 4,5 р* 4,5 р*
Затраты на электроэнергию в год 514 440 руб 128 610 руб

*Цена за 1 кВт. — усредненное значение за 2015г.

При использовании автоматизированной системы в офисе:

без управления освещением с управлением освещением
потребляемая мощность 3, 38 кВт 3,38 кВт
средняя ежедневная продолжительность освещения 10 ч 4 ч
продолжительность освещения за год 250 дней (2500 ч) 250 дней (1500 ч)
Расход за год 8450 кВт 3380 кВт
Стоимость 1 кВт/ч 4,5 р* 4,5 р*
Затраты на электроэнергию в год 38 025 руб 15 210 руб

*Цена за 1 кВт. — усредненное значение за 2015г.

Ежегодные затраты на автомобильных парковках при потреблении освещения — 9,82 кВт. и использовании традиционных систем освещения составляют — 387 104 руб., а при установке энергоэффективной и автоматизированной осветительной системы будут составлять — 129 034 руб.

В гостиницах при потреблении освещения — 4,3 кВт., без автоматизации освещения за год потребуется заплатить 169 506 руб., а при использовании системы управления — 70 627 руб.

Последовательность разработки энергоэффективного проекта системы освещения

этапы создания энергоэффективного проекта

Этапами повышения энергетической эффективности системы освещения являются:

Обследование объекта, исследование системы освещения.

На первом этапе в существующих зданиях, возможно обращение за помощью к специализированным агентствам по вопросам повышения энергоэффективности в целом, если вопрос касается, только системы освещения, наши специалисты всегда готовы выехать на объект и собрать необходимые данные для разработки проекта. В новых зданиях, энергоэффективное оборудование, необходимо применять на стадии проектирования, чтобы на этапе строительства все необходимые коммуникации уже были проложены, это значительно сокращает время реализации и качество энергоэффективных решений, наши специалисты всегда готовы помочь проектировщикам, с расстановкой оборудования и полной технической поддержкой проекта, любой сложности.

Разработка концепции, расстановка оборудования.

На втором этапе согласно полученным данным после обследования объекта, выбираются самые неэнергоэффективные помещения и помещения, где при автоматизации возможно значительно экономить электроэнергию. Далее проводятся работы по разработке концепции, в неё входит — подбор оборудования для разных типов помещений, расстановка энергосберегающего оборудования в проекте, прорисовка схем подключений и разработка алгоритмов работы оборудования.

Расчет энергоэффективности для проекта.

На третьем этапе, исходя из данных собранных при обследовании объекта и после выбора концепции с расстановкой оборудования, создается расчет энергоэффективности, в котором собрана вся информация по текущему состоянию системы освещения, и самое главное в нем находится подробная информация по улучшению и оптимизации существующей или проектируемой системы освещения для повышения энергетической эффективности здания.

Важно! Мы помогаем в разработке такого проекта абсолютно бесплатно !

  1. Закупка энергоэффективного оборудования .
  2. Монтаж и настройка оборудования и его обслуживание .
  3. Подведение итогов оптимизации и рационализации системы освещения .

Государственная поддержка энергоэффективных проектов

поддержка государства

С целью стимулирования и внедрения проектов по энергетической эффективности, государством проводятся конкурсы на лучшую разработку в сфере оптимизации энергозатрат. Участие в таком соревновании принимают реализованные проекты энергоэффективных помещений, среди которых выбирается победитель. Лучшие претенденты награждаются, а их опыт становится достоянием всех регионов России.

Энергоэффективное освещение является вопросом большой важности. В мировом масштабе почти 20% расхода энергоресурсов приходится на долю искусственного освещения. Используя инновационные разработки для повышения энергоэффективности системы освещения, можно достичь экономии до 70% от общих затрат на освещение.

Автоматизация системы освещения дает возможность уменьшить количество выбросов углекислого газа в окружающую среду, за счет уменьшения потребления. Установка интеллектуальных систем для контроля и управления светильниками, а также датчиков движения, присутствия и освещенности, управляющих освещением в зависимости от дневного света, позволит сэкономить до 70% средств, выделяемых на энергопотребление.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропускать полезные материалы об автоматизации освещения и энергоэффективности.

Источник https://ecoteco.ru/library/magazine/4/economy/realizaciya-programm-energosberezheniya-i-povysheniya-energeticheskoy-effektivnosti-v-zhkh/

Источник https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=6588

Источник https://beg-russia.ru/blog/2016/06/28/energy-efficiency-project/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: