Допуск энергоустановки (электроустановки) в эксплуатацию: как получить разрешение
Допуск энергоустановки в эксплуатацию — важный этап присоединения потребителей к электрическим сетям. В отсутствие проведенного допуска, напряжение на объект не будет подано.
Допуск электроустановки осуществляется специальным уполномоченным органом — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Однако не для каждого объекта требуется получать разрешение на допуск в эксплуатацию.
С 30 января 2021 года Постановлением Правительства РФ №85 введены новые «Правила выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок».
В этом нормативном документе содержится информация о порядке получения разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановки.
Мы разобрали основные вопросы получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, для удобства все необходимые сведения изложили в формате вопрос — ответ и дополнили своими комментариями.
На какие объекты распространяется обязанность получать разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию?
Получать разрешение на допуск в эксплуатацию энергосустановки необходимо в отношении следующих объектов:
- объектов генерации (производства электроэнергии);
- энергопринимающих устройств потребителей;
- объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и владельцев электрических сетей;
- объектов теплоэнергетики (котельные и теплопринимающиие объекты);
- для электролабораторий ( в отношении энергопринимающих установок, которые используются для испытаний)
В каких случаях потребителям необходимо получать разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию?
Потребители должны получить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки в следующих случаях:
1. При присоединении к электросетям построенных объектов:
- максимальная мощность которых превышает 670 кВт, независимо от категории надежности и уровня напряжения на которых они присоединены к электросетям;
- максимальная мощность которых составляет от 150 до 670 кВт, присоединенных к электросетям выше 20 кВ по 2 или 1 категории надежности;
- вне зависимости от максимальной мощности, энергоустановки, присоединенные к электросетям выше 20 кВ;
- вне зависимости от максимальной мощности энергоустановки по 1 категории надежности.
- для частных домов с максимальной мощностью СВЫШЕ 15 КВт.
2. При вводе в эксплуатацию собственного объекта генерации, присоединяемого к электрическим сетям сетевой организации.
3. При реконструкции указанных в п.1. и 2. энергоустановок.
Не требуется разрешение на допуск энергоустановки в эксплуатацию в случае смены владельца энергопринимающиего устройтва, а также для энергопринимающих устройтв менее 150 кВт (юр. лица и ИП) и энергопринимающих устройтв менее 15 кВт (физические лица в отношении частных домов).
С помощью этих простых схем можно определить, необходимо ли оформлять допуск объекта в экслуатацию в Ростехнадзоре.
Схема для юридических лиц и предпринимателей:
Схема для физических лиц:
В случае, если строительство или реконструкция объекта производится по этапам, то получение допуска в эксплуатацию производится в отношении оборудования также поэтапно.
После завершения строительства или реконструкции всего объекта, разрешение выдается на весь объект в целом.
Какие бывают виды разрешений на допуск в эксплуатацию?
- Разрешение, выдаваемое с постоянным сроком действия.
- Временное разрешение. Временное разрешение выдается для пробных пусков и комплексных испытаний, пусконаладочных работ.
- Разрешение, полученное в уведомительном (упрощенном) порядке.
Уведомительный (упрощенный) порядок допуска в эксплуатацию.
Уведомительный порядок доступен для следующих потребителей:
- Потребителям с максимальной мощностью до 150 кВт, присоединенных к электросетям до 20 кВ по второй или третьей категории надежности;
- Потребителям с максимальной мощностью от 150 кВт до 670 кВт, присоединенных к электросетям до 20 кВ по третьей категории надежности;
Согласно уведомительному (упрощенному) порядку, потребители считаются получившие разрешение на допуск в эксплуатацию с даты направления в орган Ростехнадзора уведомления о допуске.
Уведомление о допуске должно быть направлено в адрес территориального отделения Ростехнадзора не позднее 5 дней с момента выдачи потребителю сетевой организацией акта о выполнении технических условий.
Уведомление должно содержать реквизиты заявителя; наименование и местонахождение энергопринимающих устройств заявителя, максимальная мощность энергопринимающих устройств и класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя; сведения о назначении ответственного за электрохозяйство и (или) его заместителе с указанием фамилии, имени, отчества, группы по электробезопасности и контактной информации.
Упрощенное уведомление направляется с приложением копий следующих документов:
а) копия технических условий;
б) копия акта о выполнении заявителем технических условий
в) копии разделов проектной документации (когда разработка проекта требуется).
Для уведомительного (упрощенного) порядка допуска, получение разрешения в бумажном виде не требуется. Проверка энергоустановки Ростехнадзором не осуществляется.
Как подается заявление?
Заявление о выдаче разрешения на допуск и документы к нему может подаваться в любом из следующих вариантов:
Вариант 1: В бумажном виде.
В таком случае заявление направляется в адрес территориального отделения Ростехнадзора по месту расположения энергоустановки. Отправка производится заказным письмом Почтой России с уведомлением о вручении.
Найти информацию о нужном Вам территориальном отделении Ростехнадзора можно здесь .
Вариант 2: В электронном виде на портале Госуслуги .
При выборе такого варианта подачи заявления, заявление должно быть подписано:
— если заявление подает физическое лицо — простой электронной подписью.
— если заявление подает юридическое лицо — усиленной электронно-цифровой подписью.
В электронном виде документы можно подать только с 01.01.2022 года, до этой даты документы можно подавать только на бумажном носителе.
Какие документы необходимо приложить к заявлению?
Для юридических лиц и организаций к заявлению необходимо приложить следующие документы:
а) копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего заявителя, а также владение допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании или земельным участком, на котором расположен допускаемый объект (в случае если права на допускаемый объект не зарегистрированы);
б) копия заключения о соответствии построенного объекта проектной документации (при наличии);
в) копия акта о выполнении технических условий (акта о выполнении этапа технических условий);
г) Реестр (список или поименованный перечень) документов с их реквизитами, при этом сами документы не прикладываются и предъявляются инспектору Ростехнадзора в процессе проведения проверки.
В процессе проведения проверки (осмотра), инспектор может потребовать предъявить следующие документы:
- однолинейные схемы первичных электрических соединений;
- инструкции по охране труда для оперативного, оперативно-ремонтного персонала допускаемого объекта;
- должностные инструкции оперативного, оперативно-ремонтного персонала по каждому рабочему месту;
- договор на эксплуатационное обслуживание, в том числе на оперативно-технологическое управление, с эксплуатирующей организацией — при отсутствии у заявителя собственного эксплуатирующего персонала (на объекте представляются копии 1-го листа и листа с подписями сторон);
- список лиц, допущенных к ведению оперативных переговоров и производству переключений в электроустановках;
- организационно-распорядительный документ о назначении ответственного за электрохозяйство и его заместителя;
- организационно-распорядительные документы, подтверждающие наличие допуска к самостоятельной работе оперативного, оперативно-ремонтного персонала;
- список имеющихся в наличии защитных средств в соответствии с правилами охраны труда;
- производственные инструкции по эксплуатации электроустановок, в том числе по организации и осуществлению оперативно-технологического управления, в объеме технических решений, соответствующем заявлению о выдаче разрешения на допуск;
- журнал (оперативный, распоряжений, релейной защиты и автоматики, телемеханики, проверки знаний, вводного инструктажа по охране труда электротехнического персонала, учета и содержания средств защиты, учета работ по нарядам и распоряжениям), журнал (картотека) диспетчерских и оперативных заявок (на объекте представляется на бумажном носителе или в электронном виде);
д) протоколы испытаний и акты опробования систем инженерно-технического обеспечения, электрооборудования, индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, не требующих подключения объекта, оборудования к внешней электрической сети, которые включаются также в перечень документов, предусмотренный подпунктом «г» настоящего пункта, при отсутствии заключения о соответствии построенного объекта проектной документации;
е) копия документа, подтверждающего успешное проведение комплексного опробования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики (при получении разрешения на допуск в эксплуатацию, в случае если ранее на вводимый объект выдавалось временное разрешение).
ВАЖНО! Орган федерального государственного энергетического надзора в ходе осмотра вправе запросить документы, указанные в п. г) и д). Эти документы к заявлению о выдаче разрешения на допуск не прилагаются, в заявлении указываются только их перечень с указанием реквизитов документов (номер и дата).
Для физических лиц, в отношении объектов для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, действует особый порядок предоставления документов.
Физическое лицо должно предоставить только копии следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего заявителя, а также владение допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании или земельным участком, на котором расположен допускаемый объект (в случае если права на допускаемый объект не зарегистрированы);
б) перечень документов, представление которых осуществляется в ходе осмотра допускаемого объекта:
— однолинейные схемы первичных электрических соединений;
в) протоколы испытаний и акты опробования систем инженерно-технического обеспечения, электрооборудования, индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, не требующих подключения объекта, оборудования к внешней электрической сети, которые включаются также в перечень документов, предусмотренный подпунктом «г» настоящего пункта, при отсутствии заключения о соответствии построенного объекта проектной документации;
г) копия документа, подтверждающего успешное проведение комплексного опробования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики (при получении разрешения на допуск в эксплуатацию, в случае если ранее на вводимый объект выдавалось временное разрешение).
В какие сроки Ростехнадзор обрабатывает полученные заявления?
5 рабочих дней Ростехнадзор обрабатывает заявление со дня его поступления.
По результатам рассмотрения заявления, Ростехнадзор направляет уведомление Почтой России, в котором указывает один из вариантов:
- об оставлении заявления без рассмотрения и предложением устранить несоответствие заявления (на исправление замечаний заявителю дается 10 рабочих дней);
- о приеме заявления о выдаче разрешения на допуск к рассмотрению и предлагаемых дате и времени осмотра допускаемого объекта.
Как проводится проверка Ростехнадзором?
Осмотр допускаемого объекта проводится одним или несколькими инспекторами Ростехнадзора без привлечения иных лиц.
Инспекторы проводят осмотр оборудования и указанных выше документов.
Какое оборудование может проверять инспектор Ростехнадора в ходе проверки?
Перечень оборудования, которое может осмотреть Ростехнадзор закреплён в приложении №3 к Правилам.
Так, при допуске в составе энергопринимающей установки, инспектор может проверять:
- аппараты, агрегаты, механизмы, трансформаторы, электротехническое оборудование трансформаторных подстанций, заземляющие устройства, шинные мосты и гибкие связи напряжением 1 кВ и выше, силовые кабельные линии напряжением 1 кВ и выше, электродвигатели (машины) постоянного и переменного тока напряжением 1 кВ и выше с пускорегулирующими устройствами, электротехническое оборудование источников энергии, используемых в составе энергопринимающей установки, иное оборудование, предназначенное для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях ее потребления (использования, транспортировки);
- автономные резервные источники питания, установка которых требуется с учетом категории надежности электроснабжения или наличия у потребителя электрической энергии электроприемников, для которых установлена технологическая или аварийная броня.
Так, при допуске в составе объекта по производству электрической энергии, объекта электросетевого хозяйства:
- паровые турбины; газовые турбины; гидравлические турбины; вращающиеся электрические машины (генераторы, синхронные компенсаторы совместно с системами возбуждения); силовые трансформаторы (автотрансформаторы);
- электротехническое оборудование трансформаторных подстанций, распределительных устройств, распределительных пунктов (кроме щитов учета электрической энергии); линии электропередачи (кроме щитов учета, а также участков линии от магистрали до щитов учета, смонтированных на опорах, и далее проложенных до энергопринимающих установок потребителя электрической энергии); шинные мосты и гибкие связи, силовые кабельные линии напряжением 1 кВ и выше;
- электродвигатели (машины) постоянного и переменного тока напряжением 1 кВ и выше с пускорегулирующими устройствами; электротехническое оборудование собственных нужд;
- источники электроснабжения системы собственных нужд; системы оперативного тока (аккумуляторные батареи, зарядные устройства, устройства стабилизации напряжения, щиты постоянного тока); комплексы и устройства релейной защиты и автоматики; средства диспетчерского и технологического управления; заземляющие устройства; насосное оборудование с приводом от электродвигателя; теплообменное оборудование; оборудование поддержания водно-химического режима; технологические защиты и автоматика, обеспечивающие безопасную работу объекта по производству электрической энергии, трубопроводы и арматура, запорно-регулирующая и аварийно-предохранительная арматура;
- вспомогательное оборудование (дымососы, вентиляторы, деаэраторы, баки аккумуляторы, питательные баки, конденсатные баки, сепараторы); резервное топливное хозяйство.
Результаты рассмотрения документов фиксируются в акте осмотра.
При наличии оснований для отказа в выдаче разрешения, инспектор в акте указывает основания такого отказа со ссылкой на соответствующее требование, установленное норматино-правовым актом. В акте инспектор должен указать все вывленные нарушения.
Какие сроки проведения проверки по заявления?
Действуют следующие сроки:
- 20 рабочих дней — для временного разрешения;
- 10 рабочих дней — для постоянного разрешения;
- 7 рабочих дней — для постоянного разрешения, если ранее было выдано временное разрешение.
В указанные сроки по результатам проверки Ростехнадзор направляет один из следующих документов:
- разрешение на допуск;
- уведомление об отказе в выдаче разрешения на допуск с указанием причин отказа.
К разрешению на допуск (уведомлению об отказе в выдаче разрешения на допуск), указанному в настоящем пункте, прилагается копия акта осмотра допускаемого объекта.
График проверок Ростехнадзора в 2021 году в условиях пандемии коронавируса
Пандемия коронавирусной инфекции стала общемировой проблемой, которая затронула и нашу страну. Нельзя не признать, что для отечественной экономики это стало серьезным ударом. Сначала для остановки быстрого распространения вируса в государстве был объявлен всеобщий режим самоизоляции: работать разрешили только отдельным немногочисленным категориям предприятий, работы которых была остро необходима для поддержания жизнедеятельности общества в таких условиях. В их список вошли аптеки, продуктовые магазины, медицинские организации, предприятия ЖХК и некоторые другие.
В первой половине мая 2020 года всеобщий карантин был смягчен, однако практика показала, что до восстановления нормального состояния экономики все еще далеко. Во-первых, запрет на работу все еще действует для многих компаний, работа которых предполагает массовые контакты граждан с персоналом и между собой – это касается всевозможных развлекательных центров, спортивных объектов и проч. Во-вторых, даже те компании, которые получили право возобновить работу, столкнулись с заметным падением платежеспособного спроса: это касается как организаций, ориентированных на конечных розничных потребителей, так и крупных промышленных предприятий.
Организация государственного контроля: введенные ограничения
Российское Правительство приняло несколько серьезных экономических и административных мер, ориентированных на поддержание благополучия отечественной экономики. Помимо прямых денежных вливаний и косвенной финансовой поддержки, выразившейся в предоставлении, например, арендных и налоговых каникул отдельным категориям организаций, в их список вошли также нефинансовые меры, которые также способны заметно облегчить жизнь российским компаниям.
Одной из таких мер стали введенные ограничения в области выполнения государственного контроля деятельности коммерческих компаний. В России работают около 30 уполномоченных госорганов, которые наделены полномочиями по контролю работы подведомственных им компаний. При этом каждая проверка – это серьезное испытание для организации. Во-первых, к ней нужно подготовиться, собрав необходимые документы и проверив выполнение действующих требований. Во-вторых, в ходе выполнения контролирующих мероприятий обычно задействуются несколько сотрудников организации, которые сопровождают инспекторов и дают им ответы на интересующие вопросы. Это затрудняет функционирование компании в нормальном режиме.
Чтобы исключить воздействие этого фактора на работу организаций, которые и так пребывают в сложном положении, Правительство ввело временный запрет на проведение большинства типов проверок. Однако действие этого запрета будет различаться для разных контролирующих органов. В этом материале мы выясним, каким образом будет вести контролирующую деятельность в 2021 году Ростехнадзор.
Основные принципы контролирующей деятельности Ростехнадзора
Ростехнадзор выступает в роли государственного органа, который производит контроль работы организаций в следующих сферах:
- промышленность;
- строительство;
- энергетика;
- горнодобывающие работы;
- атомная энергетика;
- работа гидротехнических сооружений.
Ведомство проводит проверки подконтрольных ему организаций в плановом и внеплановом формате. Внеплановые контролирующие мероприятия назначаются в случае появления оснований для них – это может быть, например, авария на предприятии или жалоба на нарушение им правил безопасности. Плановый контроль проводится по заранее утвержденному графику, который принимается Генеральной прокуратурой РФ. Он должен быть согласован не позднее 31 декабря года, предшествующего организации таких мероприятий. Чтобы предоставить компаниям возможность ознакомления с графиком, он размещается в открытом доступе на сайте Генпрокуратуры, а также региональных порталах Ростехнадзора отдельно по каждому субъекту Федерации.
В последние годы выполнение контролирующих работ производится на базе применения принципов риск-ориентированного подхода. Он предполагает прямую зависимость частоты проверок конкретного предприятия в зависимости от присвоенной ему категории риска отрицательных последствий его деятельности. Порядок отнесения компании к конкретной категории определяется постановлением Правительства от 17.08.2016 г. № 806. Согласно этому нормативному документу Ростехнадзор разделяет все подконтрольные ему организации на следующие категории риска:
- чрезвычайно высокий – проверки для таких предприятий проводятся каждый год;
- высокий – проверки проводятся раз в 2 года;
- значительный – проверки организуются раз в 3 года;
- средний – проверки назначаются раз в 4 года;
- умеренный – организация проверок возможна не чаще раза в 6 лет;
- низкий – плановые проверки не проводятся.
Согласно действующему порядку Ростехнадзор обязан публиковать списки компаний, которые отнесены к наиболее значительным категориям риска – от средней до чрезвычайно высокой. Руководство компании, которое полагает, что организация внесена в соответствующий блок списка ошибочно, вправе подать мотивированное заявление о пересмотрен присвоенной категории, которое будет рассмотрено в установленном порядке.
Отметим, что перечисленные ограничения касаются только контрольных проверок, выполняемых в плановом порядке. Они не распространяются на выполнение внеплановых проверок, которые могут назначаться по мере появления необходимости, в том числе для предприятий, отнесенных к низкой категории риска.
Ограничения по проведению проверок в 2021 году
Правительство РФ приняло постановление от 3 апреля 2020 года N 438, которое касается всех типов контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами. Немного позднее положения этого нормативного документа были уточнены постановлением Правительства от 22 апреля 2020 года N 557. Согласно этим правовым актам, вплоть до 31 декабря введен запрет на выполнение плановых проверок в отношении следующих категорий организаций:
- малые и средние организации, которым этот статус присвоен на основании критериев, сформулированных в статье 4 федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ. Они включают ограничения по количеству работников предприятия, объему полученного им дохода и юридическому статусу компании. Все эти параметры для целей интересующего нас постановления учитываются по состоянию на прошлый, то есть 2019 год. При этом дополнительным условием реализации такого запрета становится присутствие компании в Едином реестре субъектов МСП, который ведется в России;
- все другие типы компаний, кроме тех, которые в соответствии с действующим законодательством принадлежат к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.
Требования интересующего нас нормативного документа выполняются путем пересмотра ранее утвержденного графика плановых проверок. Все компании, в отношении которых введен запрет на их проведение, подлежат исключению из графика.
Особенности применения ограничений в деятельности Ростехнадзора: плановые проверки
Контролирующая деятельность Ростехнадзора имеет особую значимость: от тщательности ее выполнения зависит работа крупнейших предприятий, а значит, и безопасность персонала этих компаний, а также людей, живущих на близлежащих территориях. Неудивительно, что введенные Правительством ограничения по ее выполнению потребовали уточнений и разъяснений о том, как будут реализовываться проверки. Чтобы дать ответы на все вопросы, появившиеся у представителей подконтрольных организаций, 28 апреля 2020 года ведомство опубликовало отдельное письмо, в котором уточнило основные положения, подлежащие применению в период действия постановления № 438 – то есть до конца 2020 года.
В части, касающейся организации плановых проверок, государственный орган сообщил следующее. В соответствии с требованиями законодательства, включая федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, посвященный защите прав юрлиц и предпринимателей, не подлежат отмене плановые мероприятия следующих видов:
- проверки устранения ранее выявленных нарушений, которые послужили основанием для применения к организации административного наказания в форме временной остановки работы предприятия;
- плановые проверки деятельности органов госвласти и местного самоуправления;
- обследования гидротехнических конструкций и сооружений, которые выполняются в целях последующей разработки декларации безопасности при эксплуатации, консервации или ликвидации таких объектов;
- обследования, необходимые для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию разных типов энергоустановок;
- контрольные осмотры подъемного оборудования, включая лифты, эскалаторы, травалаторы и подъемные платформы для инвалидов, кроме случаев, когда это оборудование используется в метрополитене;
- мероприятия, выполняемые для ввода в эксплуатацию подъемного оборудования, эскалаторов в метрополитене, канатных дорог, фуникулеров, а также оборудования, эксплуатируемого под избыточным давлением;
- все другие плановые проверочные мероприятия, которые предполагается проводить на объектах повышенной опасности, в отношении которых действующим законодательством введен режим постоянного государственного контроля;
- плановые проверки, запланированные к проведению на объектах, которые в рамках риск-ориентированного подхода принадлежат к категории высокого риска.
Плановые проверки, основания для проведения которых не входят в приведенный список, подлежат исключению из ранее согласованного графика. Невыполнение этого требования, подчеркивает Ростехнадзор в своем письме, рассматривается как нарушение действующего законодательства.
Внеплановые проверки Ростехнадзора
Согласно разъяснениям уполномоченного ведомства, в 2021 году в соответствии с действующим законодательством и ограничениями, обусловленными распространением коронавирусной инфекции, будут проводиться внеплановые проверки, организуемые по следующим основаниям:
- необходимость расследования обстоятельств и причин аварий и несчастных случаев на производственных предприятиях;
- причинение вреда здоровью или жизни граждан либо угроза причинения такого вреда (по согласованию с прокуратурой). Если факты причинения такого вреда имели место на объектах I или II класса опасности, инспекторы Ростехнадзора вправе начать проверку в срочном порядке, лишь уведомив об этом органы прокуратуры;
- необходимость проверки устранения ранее обнаруженных нарушений, в отношении которых виновнику было выдано предписание об их устранении;
- необходимость проверки соблюдения лицензионных требований при получении заявления на выдачу разрешения на ведение лицензируемого вида деятельности.
При выполнении как плановых, так и внеплановых проверок результаты таких мероприятий должны быть внесены в единый государственный реестр. Его формирование и ведение реализуется в соответствии с правилами, зафиксированными в постановлении Правительства от 28 апреля 2015 г. N 415. Еще одним общим требованием при выполнении любых видов контрольно-надзорной деятельности становится выполнение правил безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции. Например, при организации выездных проверок, которые хотя и сведены к минимуму, но в отдельных ситуациях все-таки проводятся, инспекторы в обязательном порядке должны носить лицевые маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию с другими сотрудниками ведомства и работниками проверяемого предприятия.
Что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке? Органы и полномочия Ростехнадзора
В любой организации рано или поздно происходит тот «счастливый» момент, когда появляются сотрудники Ростехнадзора и начинают проводить плановую проверку. Если вы ведете свою коммерческую деятельность в соответствии с установленными правилами и положениями, то вам совершенно не о чем беспокоиться. В любом случае будет не лишним получить информацию о том, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке, а что не входит в полномочия этой службы. Дополнительная информация еще никому и никогда не навредила.
Структура Ростехнадзора
Данная служба осуществляет свою работу на уровне федерального значения и представляет собой не что иное, как орган исполнительной власти. Структура службы включает в себя несколько отделов, которые занимаются вопросами:
- финансов;
- организационно-контрольной деятельности;
- службы и кадров;
- лицензионно-разрешительной деятельности;
- правового характера;
- защиты государственной тайны;
- сотрудничества между государствами;
- безопасной эксплуатации ядерных установок;
- энергосбережения;
- безопасности в нефтегазовой, горнодобывающей и угольной промышленности;
- надзора в строительстве и вообще в промышленности.
Порой инспекция занимается вопросами, которые ранее находились в компетенции Санэпидемстанции. Территориальные органы Ростехнадзора включают в себя следующие отделы, занимающиеся вопросами:
- деятельности в сфере транспорта;
- защиты прав потребителей;
- торговли;
- эпидемиологии;
- экологии;
- санитарного состояния.
На заметку! В компетенцию территориальных органов входит рассмотрение обращений от юридических и физических лиц, а также контролирование устранения выявленных нарушений.
Полномочия Ростехнадзора
Данная служба имеет довольно широкие полномочия. Они включают в себя:
- прежде всего, защиту прав потребителей;
- осуществление контроля соблюдения качественного оказания услуг и правил продажи товаров населению;
- инициирование проведения всевозможных анализов и экспертиз;
- предоставление оценочных заключений деятельности разнообразных организаций;
- осуществление контроля деятельности организаций в плане санитарно-эпидемиологического состояния.
Разновидности проверок
На всей территории России и, в частности, в Москве Ростехнадзор может проводить плановые и внеплановые проверки. Об этом четко сказано в Законе Российской Федерации под номером 294-ФЗ (от 26 декабря 2008 года). Плановые ревизии проводят согласно графику не чаще, чем один раз в три года (статья 9, пункт 2).
Основания для проведения внеплановой проверки:
- Инициировать подобную проверку может любое физическое или юридическое лицо в том случае, если от него получено официальное обращение с просьбой разобраться в определенных нарушениях (например, в сфере общепита, торговли, медицины, ЖКХ и так далее).
Важно! Если лицо, обратившееся в орган государственного контроля, пожелало остаться неизвестным, то подобное заявление не принимают к рассмотрению, и оно не может служить основанием для назначения внеплановой проверки.
- С подачи редакции какой-либо программы в средствах массовой информации.
- Истечение срока, предоставленного юрлицу или ИП для устранения ранее установленных нарушений.
- Если существует явная угроза жизни и здоровью населения, возможность причинения вреда окружающей природе и животным, возникновение ситуаций чрезвычайного характера, а также угроза безопасности страны.
С чего начинается проверка
Проверка начинается с того, что инспектор Ростехнадзора предъявляет руководителю организации свое удостоверение (обязательно с фотографией) и распоряжение о проведении проверки, в котором четко указаны цели ревизии. Важно! Документ, датируемый днем фактической ревизии, должен быть заверен в обязательном порядке печатью и подписью руководителя контролирующей службы. Директор организации имеет полное право не допускать инспектора на предприятие в том случае, если документы, предъявленные им, оформлены ненадлежащим образом. Важно! Все лица, осуществляющие ревизию, должны быть указаны в распоряжении.
Что непосредственно интересует сотрудников Ростехнадзора
В ходе плановой проверки инспекторы службы должны проверить:
- Наличие лицензии на осуществление определенной деятельности, а также ИНН и Устав компании или организации.
- Документацию. Проверяют наличие и правильность оформления трудовых договоров с сотрудниками предприятия, дипломов и сертификатов об их образовании, а также медицинских книжек работников. Помимо этого, должен быть представлен либо договор аренды помещения, в котором осуществляется деятельность, либо документ, подтверждающий право собственности на занимаемую площадь.
- Наличие вывески компании и уголка потребителя.
- Насколько правильно и точно оформлены ценники на все товары.
- Наличие информации о производителях и сроках годности представленной продукции, а также акцизных марок, сертификатов и лицензий.
- Прейскурант цен на все услуги, которые фирма или организация оказывает.
- Работу кассового аппарата.
- Насколько правильно заполнен журнал учета проверок, осуществленных в рамках компании.
Как видим из вышеизложенного, перечень того, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке, не так уж и мал.
Какие действия не входят в компетенцию Ростехнадзора
Как это ни странно, но существуют в работе Ростехнадзора ограничения определенного характера. Сотрудники этой службы не имеют права:
- Начинать и продолжать проверку без присутствия руководителя компании или сотрудника, который на временной основе исполняет обязанности директора.
- Делать забор проб для дальнейшей экспертизы без составления соответствующих документов.
- Изучать предоставленные документы дольше срока, отведенного законодательством России.
- Предоставлять третьим лицам информацию, полученную в ходе проверки.
- Предъявлять требования, которые не имеют никакого отношения к работе данной службы.
- Подвергать изучению продукцию, не имеющую какого-либо отношения к проверке.
- Останавливать работу организации во время контрольных мероприятий (например, магазинов или разнообразных предприятий общественного питания).
- Проводить контрольную закупку.
Важно! По поводу этих действий в законодательстве нет четких разъяснений. Если инспектор Ростехнадзора совершает подобную закупку, то факт ее совершения должен быть зафиксирован представителями проверяемой компании или организации. В дальнейшем можно, опираясь на этот документ, доказать факт нарушения законодательства.
Теперь появилась полное понимание того, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке и что не входит в его компетенцию. Все очень просто.
Завершающий этап проверки
По результатам ревизии сотрудник инспектирующей службы составляет акт, в котором указывает все выявленные нарушения, порядок их исправления, сроки и штрафные санкции. Акты проверок Ростехнадзора в обязательном порядке оформляют в двух экземплярах: один оставляют в контролирующей службе, а другой передают руководителю организации.
На заметку! Если по требованию инспектора были предоставлены все интересующие документы, но при этом он сам не был допущен на предприятие, то организация вряд ли обойдется без административного штрафа. Причем сумма может составлять до 2000 рублей для директора и до 1000 рублей для каждого из сотрудников. В каждой компании должен быть журнал, в котором фиксируют все ревизии: даты их проведения, кто проводил проверку (то есть данные о контролирующей службе и конкретная фамилия проверяющего инспектора), ее цели и выявленные нарушения.
На заметку! Имея на руках такой документ, директор любого предприятия легко может доказать факт проведения ревизии.
Дополнительные полномочия инспектора Ростехнадзора
После завершения проверки и составления акта инспектор Ростехнадзора имеет полное право:
- Передать информацию о проведенной ревизии и ее результатах в другие контролирующие службы (например, в Санэпидемстанцию).
- Представить в органы внутренних дел материалы по проверке.
- Донести до сведения граждан посредством средств массовой информации факт подобной инспекции и ее результаты.
Сроки проведения проверки
Естественно, сроки проверки Ростехнадзора не могут быть растянуты «до бесконечности». Максимально инспекция может продолжаться в течение одного месяца.
На заметку! В отдельных исключительных случаях, когда у инспектора есть очень веские аргументы для продления контрольного мероприятия, сроки могут быть увеличены еще на один месяц.
Что проверяет Ростехнадзор по энергосбережению
В соответствии с Федеральным законом под номером 261-ФЗ (от 23 ноября 2009 года, в редакции от 13 июля 2015 года) Ростехнадзор (а именно Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору) осуществляет проверки по энергосбережению. Если организация не попадает под энергетическое обследование (то есть оборот энергоресурсов меньше 10 млн, предприятие не является муниципальным, а здание находится в аренде), то осуществляют контроль соблюдения того, насколько собственник сооружения выполняет требования повышения энергетической эффективности и оснащенности используемых энергетических установок приборами учета.
Проверка образовательного учреждения
Принято считать, что в основном Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору (то есть Ростехнадзор) контролирует работу организаций в сфере строительства, промышленности и энергетики. Но это ошибочное мнение. Сотрудники Ростехнадзора могут «нагрянуть» и в любое бюджетное учреждение, например, в школу или институт.
Что проверяет Ростехнадзор в образовательном учреждении:
- Неукоснительное соблюдение требований и положений по обслуживанию и эксплуатации электрических и тепловых сетей и установок, оборудования (учебного это тоже касается), представляющего повышенную опасность.
- Осуществляет надзор строительных работ, которые может проводить учреждение (например, строительство новых корпусов или реконструкция старых).
- Производить оценку технического состояния разнообразного подъемного оборудования (например, лифтов).
Проверка автозаправочных станций
Что проверяет на АЗС Ростехнадзор? Прежде всего, соблюдение правил и положений лицензирования. Дело в том, что автозаправочные станции, начавшие свою работу 3-4 года назад, в основном имеют в своем арсенале все необходимые документы и акты проверок и пуска в эксплуатацию. А вот на станциях, которые начали осуществлять свою деятельность намного раньше (40-50 лет назад), подобного освидетельствования не проводилось. Поэтому в соответствии с Положением об обязательном лицензировании производственных объектов, которые отличаются повышенной взрывоопасностью, на всей территории России и, в частности, в Москве Ростехнадзор проводит проверки всех АЗС. Помимо этих мероприятий сотрудники службы занимаются вопросами реализации топлива (например, проверяют наличие чеков, кассового аппарата) и его качества.
В заключение
Надеемся, что теперь наступила полная ясность в вопросе о том, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке. А чтобы действия инспекторов этой службы не стали шоком, руководителю организации необходимо быть самому в курсе прав и обязанностей своей компании, вопросов, входящих в компетенцию проверяющих служб, а также наличия необходимых документов, сертификатов и санитарных книжек у своих сотрудников.
Источник https://www.energo-konsultant.ru/sovets/elektrosnabgenie/yuridicheskim_licam/prochie_voprosi_energosnabgeniya/dopusk_energoustanovki_v_ekspluataciyu_novye_pravila_polucheniya_razresheniya/
Источник https://www.centrattek.ru/info/proverki-rostekhnadzora-v-2020-godu-v-usloviyah-koronavirusa-grafik/
Источник https://businessman.ru/chto-proveryaet-rostehnadzor-pri-planovoy-proverke-organyi-i-polnomochiya-rostehnadzora.html