Программа энергосбережения
У каких организаций должна быть разработана программа энергосбережения?
- Предприятия, деятельность которых связана с производством или транспортировкой топливно-энергетических ресурсов(ТЭР) обязаны разработать программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период регулирования ссылка на статью 25 ФЗ 261 здесь
- У Государственного (муниципального) бюджетного учреждения программа энергосбережения должна быть разработана в обязательном порядке, например, у детского сада, школы, ДОУ, поликлиник, больниц, администрации района и муниципального образования.
- Программа энергосбережения разрабатывается у организаций, в которых финансирование внедрения энергосберегающих мероприятий предусмотрено местным либо федеральным бюджетом.
- Так же программы энергосбережения должны быть у учреждений и/или организаций у которых повышенны годовые затраты на потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР)
На какой срок разрабатывается программа энергосбережения в 2023 году?
«О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
установлены требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями и организациями суммарного объема потребления тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, любого вида топлива, мазута, природного газа.
- Так, распорядители бюджетных средств, до конца 3 квартала 2020 года были обязаны установить, для своих подведомственных организаций, целевые уровни снижения потребления энергетических ресурсов. Целевые показатели потребления ТЭР рассчитывались в соответствии с методиками Минэкономразвития РФ, которые базируются, в том числе на основании результатов проведенного ранее энергоаудита и на основании данных поданных ранее деклараций о потреблении ТЭР.
- По итогам, в конце 2020 года, целевые показатели снижения потребления топливно-энергетических ресурсов обязаны были быть утверждены на 3-летний период с 2021 года с последующей их актуализацией на следующий 3х летний период до 1 июля года, предшествующего следующему 3-летнему периоду.
- Базовым годом, в соответствии с показателям которого в 2020 году на 3х летний период устанавливается целевой уровень снижения потребления ТЭР, является 2019 год.
- Для каждого очередного 3х летнего периода базовым годом, по отношению к показателям которого устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов, является тот год, который предшествует очередному 3-летнему периоду, на который устанавливается соответствующий целевой уровень снижения потребления ресурсов.
- Достижение утвержденных целевых показателей снижения потребления ТЭР достигается за счет реализации энергосберегающих мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций.
- На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в 2022 году организации обязаны разработать программу энергосбережения или произвести корректировку ранее разработанных программы энергосбережения в соответствии с утвержденными целевыми показателями снижения потребления ресурсов сроком на 3 года. Далее по окончании срока действия программы энергосбережения программа заново разрабатывается еще на три года. Начиная с 2021 года программа энергосбережения разрабатывается сроком на 3 года (2021-2023 год, далее 2024-2026 годы), в случае если организация разрабатывает первый раз программу энергосбережения в 2023году, то программа будет на период 2023-2025 годы, вторую программу энергосбережения и повышения энергоэффективности делаем на следующий трехлетний период.
- В случае нехватки бюджетных средств у самой организации на реализацию энергосберегающих мероприятий направленных на достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов, организации обязаны заключить энергосервисный контракт, в порядке, установленном законодательством РФ.
Компания «Единый центр обследований предприятий» разрабытывает программы энергосбережения для любых организаций на всей территории РФ в том числе на территории Республики Крым
Ниже, представлен образец программы энергосбережения бюджетного учреждения 2023 года.
- Образец программы энергосбережения ГБУЗ диспансера
- Образец программы энергосбережения Дома культуры
- Образец программы энергосбережения городской поликлиники
- Образец программы энергосбережения ДОУ (детского сада)
- Образец программы энергосбережения государственного учреждения
- Образец программы энергосбережения гимназии
- Образец программы энергосбережения МУП ЖКХ
- Образец программы энергосбережения учреждения культуры
- Образец программы энергосбережения бюджетного учреждения
- Образец программы энергосбережения организации осуществляющей регулируемые виды деятельности
Когда требуется корректировка программы энергосбережения?
- Действующая программа энергосбережения организации учитывает ЦУС потребления энергоресурсов, которые должны были быть утверждены после второй половины 2020года? Если нет, то придется корректировать программу с учетом утвержденных целевых показателей на трехлетний период.
- Программа энергосбережения в организации разработана на трехлетний период и за базовый год взят год предшествующий трехлетнему периоду? Если этого нет, потребуется корректировка программы энергосбережения.
- Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности составлена с учетом всех зданий, помещений в том числе вновь переданные на баланс либо в опреративное управление Вашей организации? Опять же, если нет, обязательно потребуется корректировка программы энергосбережения.
Кто разрабатывает программу энергосбережения?
Учреждения(организации) имеют право разработать программу энергосбережения путем заключения договора со специализированными энергоаудиторскими компаниями осуществляющими разработку программы энергосбережения, обладающих достаточным опытом, квалификацией в разработке программ или ведущих исследовательскую деятельность в области энергосбережения и энергоэффективности.
Программа энергосбережения заверяется представителем организации исполнителя и ответственными сотрудниками учреждения(организации) и направляется учредителю организации в чьем ведомстве находиться бюджетное учреждение для последующего утверждения и согласования объёмов финансирования.
Так же программа энергоэффективности подлежит корректировке и доработке и очередному согласованию при изменении объемов финансирования либо достижении/не достижении целевых показателей по итогам годовой отчетности.
Какая стоимость программы энергосбережения для бюджетного учреждения?
Как рассчитываются целевые уровни снижения(ЦУС) потребления ТЭР в 2023 году?
Снижение потребления ТЭР основывается на проведении расчета потенциала и целевого уровня снижения потребления ресурсов и сведение в единую таблицу. Расчеты ЦУС утверждаются организацией и уже на основании утвержденных целевых показателей разрабатывается программа энергосбережения и планируются энергосберегающие мероприятия. Так в случае отсутствия у организации утвержденных целевых уровней снижения(ЦУС) потребления ТЭР(топливно-энергетических ресурсов) необходимо самостоятельно произвести расчеты и утверждение целевого уровня снижения потребления ТЭР.
Что такое целевой уровень снижения потребления ресурса?
Это плановый удельный годовой расход ресурса, до которого государственное (муниципальное) учреждение обязано снизить свой фактический удельный годовой расход данного ресурса после его приведения к сопоставимым условиям.
Проще говоря, государственное (муниципальное) учреждение потребляет электроэнергии условно на 1млн рублей в год, путем расчетов целевого уровня снижения потребления ТЭР выявляется потенциал снижения потребления этого ресурса на 5%. Не так много, но это только на первый взгляд, поскольку 5% затрат мы экономим только по одному виду потребляемых ресурсов. Тем самым, при условии осуществления определенных действий и внедрения определенных энергосберегающих мероприятий мы можем спрогнозировать, что учреждение в следующем году может потратить на электроэнергию сумму не более 950 тыс рублей т.е. экономия в 50 тыс рублей.
Целевой уровень снижения потребления топливно-энергетических ресурсов рекомендуется определять путем следующих действий:
Во-первых, необходимо определить к какой функционально-типологической группе принадлежит объект (помещение общественного назначения, здание, сооружение);
Во-вторых, определяем все потребляемые на объекте ресурсы такие как тепловая и электрическая энергия, природный газ, мазут, дизельное и иное жидкое топливо, уголь, прочие виды твердого топлива, а также вода;
Далее, рассчитываем удельный годовой расход каждого ресурса в базовом году;
Четвертым этапом приводим к сопоставимым условиям удельный годовой расход потребления каждого ресурса в базовом году;
И последнее, определяем потенциал снижения потребления каждого ресурса.
Для определения потенциала снижения потребления ресурсов, за исходную информацию рекомендуется использовать данные декларации о потреблении энергетических ресурсов (ТЭР), составленной в соответствии с Порядком предоставления декларации о потреблении энергетических ресурсов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов»
Минэкономразвития РФ дает исчерпывающие разъяснения, о том как рассчитываются целевые уровни снижения потребления ресурсов:
Согласно Методикам Минэкономразвития и приказу Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425 текст документа можно найти здесь
«Об утверждении методических рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
Что такое программа энергосбережения
Энергетический паспорт и программа энергосбережения – два обязательных для организации или предприятия документа, которые утверждаются руководителем и могут быть разработаны как самостоятельно, так и с привлечением энергоаудиторских экспертных компаний. В качестве ориентира ставятся целевые показатели программы энергосбережения – то есть, те цели, которые будут осуществлены организацией после реализации мероприятий. Например:
- размер потребления электричества на единицу оборудования,
- расход воды на ребенка,
- количество потребляемого тепла на единицу площади и т. п.
Содержание статьи
Законодательство РФ, регламентирующее сферу энергосбережения
Одна из основных сложностей самостоятельной разработки программы энергосбережения – ее согласованность с законодательными нормами.
Разработку программы необходимо базировать на нормативных документах из следующего списка:
- ФЗ РФ № 261 «Об энергосбережении и энергетической эффективности…»
- приказ Минэнерго РФ № 398, утверждающий требования к форме программ с участием государства и муниципального образования,
- приказ Минэнерго РФ № 399, утверждающий методики расчета целевых показателей,
- приказ Минэнерго РФ № 61, определяющий примерный перечень мероприятий по повышению энергетической эффективности.
Перечень целевых показателей и методика их расчета утверждена в приказе № 399, а примеры выглядят следующим образом:
- Значение удельного расхода тепловой энергии на 1м 2 общей площади равно: годовое потребление тепловой энергии в Гкал, деленное на общую площадь.
- Доля объема (в процентах) тепловой энергии, высчитываемой по счетчику равна: количество установленных счетчиков (например, 10 шт.) делимое на сумму уже установленных и необходимых приборов учета (например, 5 шт.). При этих данных формула выглядит как 10/ (10+5)=67%.
- Удельный расход холодной воды равен годовому потреблению воды в м 3 , разделенному на количество жителей и т. д.
Программа энергосбережения по 398 приказу утверждается для:
- субъектов Российской Федерации (от края и области до автономного округа),
- органов госвласти, и госучреждений,
- органов местного самоуправления и муниципалитетов,
- организаций в сферах ЖКХ, промышленности, коммунальной инфраструктуры и энергетики,
- регулируемых организаций (эта форма сложнее и объемнее, чем для государственных организаций и ей посвящена вторая часть Приказа).
Однако в любом случае, прежде чем заполнять формы, приведенные в этом приказе, нужно «снять» исходные данные энергопотребления организации и определиться с перечнем мероприятий.
Общие требования к форме на примере программы энергосбережения бюджетного учреждения
Общий типовой программный стандарт энергосбережения включает:
- Информацию о текущем состоянии организации (в том числе, анализ причин изменения расходов потребления).
- Цели (задачи) мероприятий.
- Перечень предполагаемых мероприятий.
- Прогнозируемые результаты.
- Источники и объем финансирования.
- Этапы реализации процедур со сроками.
Значительную часть материала обычно оформляют в виде таблиц. Так часть программы энергосбережения 2015-2019, приведенной как образец в школе, ДОУ (детском саду) в первой части выглядит как пересечение целевых показателей с их значениями по годам:
Перечень планируемых мероприятий с графой финансирования тоже представляется в формате таблиц:
В качестве примера мероприятий для госучреждений и организаций можно привести следующий перечень:
- обследование и анализ энергетического состояния, оформление энергопаспорта,
- программное обучение работников,
- утверждение политики учреждения в данной сфере,
- утверждение процедур стимулирования работников при бережливом отношении к ресурсам,
- установка приборов учета (касается всех сфер потребления),
- установка энергосберегающих окон и уплотнение щелей,
- наружное утепление стен, труб коммуникаций,
- демонтаж мешающих циркуляции воздуха декоративных экранов и решеток возле радиаторов,
- монтаж термостатов,
- внедрение автоматизированных систем регулирования освещения (в том числе, датчиков присутствия),
- модернизация электропроводки.
Программная стратегия сбережения ресурсов в Украине
Энергосберегающая программа в Украине изначально была рассчитана на 2010-2015 годы и ставила целью повышение энергоэффективности, развитие производства энергоносителей с ориентацией на возобновляемые источники энергии и альтернативное топливо. Опыт, основанный на практике внедрения аналогичных процедур в Словакии и других странах Европы, оказался успешным. Поэтому государственная программа кредитования энергосбережения в Украине была продлена на 2016 год (постановлением № 929 от 11 ноября 2015). А банки, подключенные к ней, продолжают кредитование, которое предполагает возмещение 20-ти, 30-ти, 40-ка, а в некоторых случаях и 70-ти процентов суммы так называемых «теплых» кредитов.
Например, в разъяснениях «Ощадбанка» по программе энергосбережения говорится, что получить такой частично погашаемый государством кредит могут как совладельцы многоквартирных домов, так и физические лица. Для последних минимальная кредитная сумма составляет 1 тыс. грн, а максимальная – 50 тыс. При этом сам кредит выдается под 25% годовых, а обязательный взнос продавцу составляет 10% стоимости услуги-товара. Для выдачи кредита совладельцам многоквартирных домов необходимо согласие 75% из них. Данные меры особенно популярны при утеплении фасадов, позволяя экономить до 50% энергии и поднимая на 10-15% стоимость квартиры на вторичном рынке жилья.
Помимо утепления фасада можно приобрести:
- батареи отопления и терморегуляторы,
- окна с многокамерными стеклопакетами и энергосберегающими стеклами,
- счетчики индивидуального и общедомового учета,
- рекуператоры и вентиляционные системы,
- солнечные коллекторы,
- тепловые насосы и др.
На практике реализация программных мер напрямую зависит от бюджетных поступлений и нередко сталкивается с ограничениями.
Так с начала июля 2016 года компенсационные выплаты, например в сфере энергоэффективного остекления, в большинстве случаев были приостановлены (ориентировочно – до осени), а компенсация в 40-50% стала возможна только для ОСМД при остеклении подъездов.
Программа энергосбережения
У каких организаций должна быть разработана программа энергосбережения?
- Предприятия, деятельность которых связана с производством или транспортировкой топливно-энергетических ресурсов(ТЭР) обязаны разработать программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период регулирования ссылка на статью 25 ФЗ 261 здесь
- У Государственного (муниципального) бюджетного учреждения программа энергосбережения должна быть разработана в обязательном порядке, например, у детского сада, школы, ДОУ, поликлиник, больниц, администрации района и муниципального образования.
- Программа энергосбережения разрабатывается у организаций, в которых финансирование внедрения энергосберегающих мероприятий предусмотрено местным либо федеральным бюджетом.
- Так же программы энергосбережения должны быть у учреждений и/или организаций у которых повышенны годовые затраты на потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР)
На какой срок разрабатывается программа энергосбережения в 2023 году?
«О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
установлены требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями и организациями суммарного объема потребления тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, любого вида топлива, мазута, природного газа.
- Так, распорядители бюджетных средств, до конца 3 квартала 2020 года были обязаны установить, для своих подведомственных организаций, целевые уровни снижения потребления энергетических ресурсов. Целевые показатели потребления ТЭР рассчитывались в соответствии с методиками Минэкономразвития РФ, которые базируются, в том числе на основании результатов проведенного ранее энергоаудита и на основании данных поданных ранее деклараций о потреблении ТЭР.
- По итогам, в конце 2020 года, целевые показатели снижения потребления топливно-энергетических ресурсов обязаны были быть утверждены на 3-летний период с 2021 года с последующей их актуализацией на следующий 3х летний период до 1 июля года, предшествующего следующему 3-летнему периоду.
- Базовым годом, в соответствии с показателям которого в 2020 году на 3х летний период устанавливается целевой уровень снижения потребления ТЭР, является 2019 год.
- Для каждого очередного 3х летнего периода базовым годом, по отношению к показателям которого устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов, является тот год, который предшествует очередному 3-летнему периоду, на который устанавливается соответствующий целевой уровень снижения потребления ресурсов.
- Достижение утвержденных целевых показателей снижения потребления ТЭР достигается за счет реализации энергосберегающих мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций.
- На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в 2022 году организации обязаны разработать программу энергосбережения или произвести корректировку ранее разработанных программы энергосбережения в соответствии с утвержденными целевыми показателями снижения потребления ресурсов сроком на 3 года. Далее по окончании срока действия программы энергосбережения программа заново разрабатывается еще на три года. Начиная с 2021 года программа энергосбережения разрабатывается сроком на 3 года (2021-2023 год, далее 2024-2026 годы), в случае если организация разрабатывает первый раз программу энергосбережения в 2023году, то программа будет на период 2023-2025 годы, вторую программу энергосбережения и повышения энергоэффективности делаем на следующий трехлетний период.
- В случае нехватки бюджетных средств у самой организации на реализацию энергосберегающих мероприятий направленных на достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов, организации обязаны заключить энергосервисный контракт, в порядке, установленном законодательством РФ.
Компания «Единый центр обследований предприятий» разрабытывает программы энергосбережения для любых организаций на всей территории РФ в том числе на территории Республики Крым
Ниже, представлен образец программы энергосбережения бюджетного учреждения 2023 года.
- Образец программы энергосбережения ГБУЗ диспансера
- Образец программы энергосбережения Дома культуры
- Образец программы энергосбережения городской поликлиники
- Образец программы энергосбережения ДОУ (детского сада)
- Образец программы энергосбережения государственного учреждения
- Образец программы энергосбережения гимназии
- Образец программы энергосбережения МУП ЖКХ
- Образец программы энергосбережения учреждения культуры
- Образец программы энергосбережения бюджетного учреждения
- Образец программы энергосбережения организации осуществляющей регулируемые виды деятельности
Когда требуется корректировка программы энергосбережения?
- Действующая программа энергосбережения организации учитывает ЦУС потребления энергоресурсов, которые должны были быть утверждены после второй половины 2020года? Если нет, то придется корректировать программу с учетом утвержденных целевых показателей на трехлетний период.
- Программа энергосбережения в организации разработана на трехлетний период и за базовый год взят год предшествующий трехлетнему периоду? Если этого нет, потребуется корректировка программы энергосбережения.
- Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности составлена с учетом всех зданий, помещений в том числе вновь переданные на баланс либо в опреративное управление Вашей организации? Опять же, если нет, обязательно потребуется корректировка программы энергосбережения.
Кто разрабатывает программу энергосбережения?
Учреждения(организации) имеют право разработать программу энергосбережения путем заключения договора со специализированными энергоаудиторскими компаниями осуществляющими разработку программы энергосбережения, обладающих достаточным опытом, квалификацией в разработке программ или ведущих исследовательскую деятельность в области энергосбережения и энергоэффективности.
Программа энергосбережения заверяется представителем организации исполнителя и ответственными сотрудниками учреждения(организации) и направляется учредителю организации в чьем ведомстве находиться бюджетное учреждение для последующего утверждения и согласования объёмов финансирования.
Так же программа энергоэффективности подлежит корректировке и доработке и очередному согласованию при изменении объемов финансирования либо достижении/не достижении целевых показателей по итогам годовой отчетности.
Какая стоимость программы энергосбережения для бюджетного учреждения?
Как рассчитываются целевые уровни снижения(ЦУС) потребления ТЭР в 2023 году?
Снижение потребления ТЭР основывается на проведении расчета потенциала и целевого уровня снижения потребления ресурсов и сведение в единую таблицу. Расчеты ЦУС утверждаются организацией и уже на основании утвержденных целевых показателей разрабатывается программа энергосбережения и планируются энергосберегающие мероприятия. Так в случае отсутствия у организации утвержденных целевых уровней снижения(ЦУС) потребления ТЭР(топливно-энергетических ресурсов) необходимо самостоятельно произвести расчеты и утверждение целевого уровня снижения потребления ТЭР.
Что такое целевой уровень снижения потребления ресурса?
Это плановый удельный годовой расход ресурса, до которого государственное (муниципальное) учреждение обязано снизить свой фактический удельный годовой расход данного ресурса после его приведения к сопоставимым условиям.
Проще говоря, государственное (муниципальное) учреждение потребляет электроэнергии условно на 1млн рублей в год, путем расчетов целевого уровня снижения потребления ТЭР выявляется потенциал снижения потребления этого ресурса на 5%. Не так много, но это только на первый взгляд, поскольку 5% затрат мы экономим только по одному виду потребляемых ресурсов. Тем самым, при условии осуществления определенных действий и внедрения определенных энергосберегающих мероприятий мы можем спрогнозировать, что учреждение в следующем году может потратить на электроэнергию сумму не более 950 тыс рублей т.е. экономия в 50 тыс рублей.
Целевой уровень снижения потребления топливно-энергетических ресурсов рекомендуется определять путем следующих действий:
Во-первых, необходимо определить к какой функционально-типологической группе принадлежит объект (помещение общественного назначения, здание, сооружение);
Во-вторых, определяем все потребляемые на объекте ресурсы такие как тепловая и электрическая энергия, природный газ, мазут, дизельное и иное жидкое топливо, уголь, прочие виды твердого топлива, а также вода;
Далее, рассчитываем удельный годовой расход каждого ресурса в базовом году;
Четвертым этапом приводим к сопоставимым условиям удельный годовой расход потребления каждого ресурса в базовом году;
И последнее, определяем потенциал снижения потребления каждого ресурса.
Для определения потенциала снижения потребления ресурсов, за исходную информацию рекомендуется использовать данные декларации о потреблении энергетических ресурсов (ТЭР), составленной в соответствии с Порядком предоставления декларации о потреблении энергетических ресурсов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов»
Минэкономразвития РФ дает исчерпывающие разъяснения, о том как рассчитываются целевые уровни снижения потребления ресурсов:
Согласно Методикам Минэкономразвития и приказу Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 N 425 текст документа можно найти здесь
«Об утверждении методических рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
Источник https://energopasport.pro/programma-energosberezheniya.php
Источник https://hitropop.com/energosberezhenie/energosberezhenie/programma-obrazec.html
Источник https://energopasport.pro/programma-energosberezheniya.php